Древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь, родившийся в самой середине лета, был известен как блестящий тактик и стратег. И поныне человека, который с легкостью выполняет несколько дел одновременно, сравнивают с Цезарем. Умение грамотно планировать дела и вовремя воплощать задуманное — поистине царское качество! А уж для современной женщины — и вовсе необходимость. Так, как же научиться все успевать?
О ВРЕДЕ МОЛЧАНИЯ
Стремление к совершенству — во что бы то ни стало! — привело к опустошенности и синдрому хронической усталости не одну женщину. Желание все сделать в лучшем виде на каком-то этапе лишает нас энергии — и вот мы уже не делаем никак. Квартира зарастает грязью, белье которую неделю просится на гладильную доску, в домашнем меню значатся лишь бутерброды и яичница, а имплантация зубов никак не получается, — некогда. Привычный уклад летит в тартарары, и семейное счастье оказывается под угрозой.
Что делает правитель, когда государству грозит опасность?
Он выходит к своему народу с речью. И это правильно! Первый шаг на пути к семейной гармонии — это обсуждение проблем, даже если вам кажется, что эти проблемы создаете именно вы. Нередко бывает, что женщина годами замалчивает собственные желания, боится поделиться с мужем какими- то опасениями, пожаловаться на усталость, попросить о помощи. И когда все это однажды прорывается бурной речью со слезами и упреками, муж только разводит руками и восклицает: «Что же ты раньше молчала?» Вот и не молчите! Говорите о том, что вас волнует и тревожит, заявляйте о своих желаниях — шансы на то, что вас услышат и помогут, существенно возрастут.
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!
У видных политических деятелей всегда есть заместители, помощники и секретари. Не пытайтесь все взвалить на себя — распределите обязанности между членами семьи. Если же помощников по хозяйству у вас пока нет, назначайте себе не более одного дела в день. Ход мыслей примерно такой: «В понедельник я начищу до блеска ванну, во вторник поглажу белье, в среду съезжу в гипермаркет за продуктами». Все остальное время можно со спокойной совестью посвятить самореализации, общению с близкими и уходу за собой. Главное — планировать то, что вы реально сможете осуществить, а не то, что сделала бы некая идеальная женщина, которая не ест, не пьет, а только порхает из угла в угол с тряпкой, калькулятором и учебником английского в руках. Позвольте себе не быть идеальной.
Быт станет более привлекательным, если взять за правило расправляться с текучкой сразу: встали с постели — заправили ее, поели — вымыли посуду и протерли стол. А если каждой вещи определить конкретное место и придерживаться этого порядка — и не по настроению, а всегда, — то авральные уборки перейдут в разряд семейных легенд. К примеру, вы решили, что отныне вещи в вашем доме могут находиться либо в шкафу (чистые), либо в корзине для белья (грязные). Значит, ни на каких стульях, дверях и прочих поверхностях они больше не болтаются!
ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО «РЕЖИМ»
Самые важные дела назначайте на утро — обычно в это время человек может максимально сконцентрироваться и качественно выполнить необходимую работу. Кроме того, вам не придется весь день проводить в ожидании и напряжении.
Стоит планировать не более 60% дневного времени — все равно в ваш четко выстроенный распорядок обязательно вторгнется жизнь с ее коррективами. В нелегком деле планирования важно грамотно расставлять приоритеты. И исходить здесь нужно прежде всего из того, что интересно именно вам. Это не эгоизм! Напротив, если вы будете хотя бы час в день уделять тому, что развивает вас как личность, раскрывает ваши чувства, согревает ваше сердце, то все остальное будет делаться на одном дыхании.
Работайте только в офисе! Не тащите работу домой — от этой привычки со временем все сложнее отказаться. Как правило, и результаты такого вот «надомного» труда не впечатляют, и отдых получается какой-то куцый. Ваш дом — это место, где вы расслабляетесь и общаетесь с близкими. И никак иначе! Выполнение только одного этого правила удивительным образом организовывает. То же с обеденным перерывом, ночным отдыхом и выходными. Используйте их по прямому назначению.
Отдых — это такая же наша потребность, как сон и еда. А еще — неотъемлемая часть и обязательное условие плодотворной работы. Отдыхать нужно не только раз в год в отпуске, но и каждый день. Причем как физически, так и морально. Способов — великое множество: от чтения романа до медитации. Важно определить, что вас расслабляет и успокаивает, и пользоваться этим, когда подступает усталость от будничной круговерти.
Женщиной царских кровей быть не только ответственно, но и приятно. И для этого совсем необязательно иметь в своем генеалогическом древе кого-нибудь из Стюартов или Рюриковичей. Достаточно уважать в себе женщину, помнить о своей уникальности. Спокойная, любящая, благосклонная — такая женщина никуда не спешит. Она знает цену своему времени и помнит главное: как в погоне за выполнением всевозможных планов не пропустить саму жизнь.
— Далеко не все женщины, да и мужчины тоже, сильны в планировании. Жизнь по определенному графику может вызывать не только недовольство, но и отторжение. Особенно ярко это проявляется у творческих натур: у них, как известно, наиболее продуктивное время — ночь, поэтому весь распорядок жизни поставлен с ног на голову. Будем отталкиваться от того, что хоть мы с вами, безусловно, и творческие люди, но в светлое время суток работаем, а ночью спим. А в сутках всего 24 часа! Вопрос о том, как максимально продуктивно распорядиться своим временем, возникает у женщины вместе со сменой работы, социального статуса, рождением ребенка. Поэтому рано или поздно каждой из нас приходится решать проблему оптимального планирования. Какую бы систему вы ни выбрали (или ни придумали сами), помните о том, что лучше избегать слепого следования намеченным пунктам. Доведенная до автоматизма жизнь еще никого не делала счастливее. Оставляйте место для фантазии и импровизации — и вы всегда будете чувствовать вкус жизни!
Азы тайм-менеджмента
1. Найдите точку отсчета. Проведите внутреннюю ревизию и решите, с чем вы больше не намерены мириться. Желание изменить ситуацию должно вас толкать к переменам.
2. Не загоняйте себя в жесткие рамки. Планируйте 60-70% своего времени, остальное оставляйте свободным.
3. Расставляйте приоритеты. Важное бывает срочным и не очень, а срочное — важным и нет. Приступая к реализации планов, задумайтесь над тем, что вы вспомните через год.
4. Устраивайте себе разгрузки. Учитесь отдыхать вовремя. Каждый час делайте небольшой перерыв.
5. Составляйте план. Попробуйте все события, желаемые и обязательные, вписывать в план. Сделайте таблицу разноцветной. Пользуйтесь стикерами и всевозможными напоминалками.
6. Избегайте идеальности. График надень, неделю, месяц и год, который вы составите в голове или в ежедневнике, — это идеальный план. В этом и коварство! Как только почувствуете, что перфекционизм вас затягивает, ставьте внутренний «стоп».
7. Анализируйте. Посмотрите на свой день исходя из рабочей или домашней роли. Сколько времени вы сегодня уделили своему ребенку? А написанию бизнес- плана? И когда наверстаете?
8. Боритесь с пожирателями времени. Соседка-болтушка, страх сказать «нет» свекрови или коллегам, кофе-разговоры- Интернет. Список продолжите сами.
9 . Рай, слон и лягушки в сыре. Мелкое неприятное дело — это «лягушка». Таких дел накопилось на пруд? Каждое утро проглатывайте одну лягушку. «Сыр» — долгосрочная задача, например, отчет в конце квартала. Выедайте дырочки, и с каждым днем сыра будет становиться все меньше. «Слон» — это долгосрочная цель, допустим, изучение иностранного языка. Делите «слона» на порции. Если неделя прошла по плану, устраивайте себе рай, то есть праздник искренней радости.